Rambler's Top100

Билет 1. Вопрос 1.  

Константы, переменные и выражения в языке PASCAL.

 

Выражение - это синтаксическая единица языка, определяющая способ вычисления некоторого значения. Выражения в языке PASCAL формируются в соответствии с рядом правил из констант (в том числе и конструкторов множеств), переменных (в том числе и компонент массивов, полей записей и полей объектов), функций (стандартных и написанных самостоятельно), знаков операций и круглых скобок.

Пример:

5.2*k-x/y-sqrt(k)

 

Переменные.

 

Переменными называются параметры программы, значения которых могут изменяться в процессе её выполнения. Все используемые в программе переменные должны быть определены с указанием их типов. Переменные определяются:

- в разделе объявления переменных программы;

- в разделе объявления переменных подпрограммы;

- в разделе объявления переменных модуля;

- в заголовке подпрограммы.

Раздел объявления переменных начинается зарезервированным словом var, за которым следуют объявления конкретных переменных, состоящие из имени переменной (имён переменных, перечисленных через запятую, если они одного типа), двоеточия и типа переменной (переменных). Каждое объявление завершается точкой с запятой:

var <список переменных 1>: <тип 1>;

<список переменных 2>: <тип 2>;

<список переменных N>: <тип N>;

В разделе объявления переменных наряду с предопределёнными типами можно использовать типы, объявленные перед этим в разделе объявления типов, а также новые, вводимые только для конкретных переменных.

В заголовке подпрограммы при определении переменных можно использовать лишь стандартные или ранее определённые типы.

ПРИМЕР .

type Operat = (Plus, Minus, Mult, Divide);

var

x, y, z: real; {предопределённый тип}

i, j, k: integer; {предопределённый тип}

Operator: operat; {ранее определённый тип}

Digit: 0..9; {объявление нового типа}

 

Константы.

 

Константами называются параметры программы, значения которых не меняются в процессе её выполнения.

В языке ТП возможно двоякое использование констант:

- непосредственное использование значения констант;

- использование идентификатора константы.

Задание констант идентификаторами осуществляется в разделе объявления констант, начинающемся зарезервированным словом const. В ТП имеется две разновидности констант, заданных идентификаторами:

- обычные константы, тип которых определяется их значением;

- типизированные константы, для которых в явном виде указывается их тип.

Обычные константы могут быть целого, вещественного, символьного, логического типа и типа string типизированные константы - любого типа, кроме типа файл. Для обычных констант задаются их имена и значения, разделённые знаком равенства:

const

<имя константы 1> = <значение 1>;

<имя константы 2> = <значение 2>;

................................................................

<имя константы n> = <значение n>;

Значения констант могут задаваться как конкретными величинами соответствующего типа, так и константными выражениями.

 

Целые константы.

 

В изображении целых констант присутствует лишь знак и цифры. Предполагается десятичная система счисления, но можно использовать и шестнадцатеричную. В этом случае перед константой следует поставить знак $. Диапазон целых десятичных чисел - от -2147483648 до 2147483647. В ТП заданы два предопределённых целых числа:

MaxInt = 32767

MaxLongInt = 2147483647

 

Вещественные константы.

 

Вещественные константы в своём изображении содержат десятичную точку или/и показатель степени (символ Е или е), например:

X = -0.5;

Y = 1.0;

Z = -1E-5;

W = 7.5e+15;

 

Строковые и символьные константы.

 

Строка символов - это последовательность любого, в том числе и равного нулю, количества символов из набора ASCII, расположенной на одной строке и заключённых в апострофы. Ограничением здесь может быть максимальный размер строки, воспринимаемый компилятором, - не более 126 символов.

Строка, состоящая из одного символа, называется символьной константой.

Если между апострофами нет ни одного символа, то такая строка называется нулевой строкой.

При необходимости поместить в строку символ <апостроф>, его следует записать дважды, например 'Язык ''Turbo Pascal'''

Для включения в строку символов, не имеющих физического изображения, используется их ASCII-код с символом # перед ним. Для изображения управляющих символов (коды от 0 до 31) можно использовать символ ^ и соответствующую букву, код которой равен коду управляющего символа плюс 64.

 

Примеры строковых констант:

Const

Symbols = 'Turbo';

Apostroph = '''';

Twolines = 'Line1'#13#10'Line2';

Return = ^M^J;

 

Константные выражения.

 

Константные выражения - это такие выражения, которые могут быть вычислены на стадии компиляции без запуска программы. Они являются частным случаем выражений и могут состоять из констант, знаков операций, круглых скобок и некоторых стандартных функций.  

Примеры :

$A00

'A'

Pi/4

'TURBO' + '-' + 'PASCAL'

В константных выражениях можно использовать следующие функции : Abs, Chr, Hi, High, Length, Lo, Low, Odd, Ord, Pi, Pred, Ptr, Round, SizeOf, Succ, Swap, Trunc.

 

Типизированные константы.

 

Типизированные константы фактически представляют собой инициализированные переменные и могут использоваться наравне с обычными переменными, в том числе и в левой части операции присваивания.

Для каждой такой константы задаётся её имя, тип и начальное значение. Тип от имени отделяется двоеточием, начальное значение от типа - знаком равенства.

<имя константы>: <тип константы> = <значение константы >;

const maximum: integer = 9999;

bell: char = #7;

Следует иметь ввиду, что типизированные константы инициализируются только раз - в начале работы программы.

Независимо от места объявления типизированных констант в программе все они размещаются в сегменте данных программы.

Вверх

Белорусский рейтинг MyMinsk.com Сайты беларуси Регистр "ЗУБР" Каталог на TIGA.BY, а также  новости, работа, объявления, фото и многое другое Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Белорусский каталог программ Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемос­ти Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz