Билет2 . Вопрос1 Способы описания алгоритмов.
1. АЛГОРИТМ.
Понятие алгоритма является одним из основных в информатике. Слово “алгоритм” происходит от имени узбекского математика аль-Хорезми, что означает “из Хорезма”. Длительное время алгоритмом пользовались только математики, понимая под алгоритмом описание решения задачи. Начиная с 30-годов 20 века понятие алгоритма становится объектом математического изучения. Возникла новая математическая дисциплина - теория алгоритмов. Несколько позже развитие ЭВМ и их широкое применение сделали понятие алгоритма одним из базовых понятий информатики и ВТ. АЛГОРИТМ - это конечная последовательность чётко сформулированы правил и команд, предназначенных для решения конкретной задачи. Любой алгоритм предназначен для исполнителя (человека или автоматического устройства, способного выполнять данные команды). ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ : - вычислительных : - правило возведения числа в степень; - извлечение корня из n-степени; - сложение, умножение, деление дробей; - решение линейных, квадратных, биквадратных; - нахождение S и V фигур; - невычислительных ( бытовых ) : - рецепт приготовления блюд; - правило пользования лифтом, междугородним телефоном; - инструкция по использованию электро приборов;
2. СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМОВ.
Выбор средств и методов для записи алгоритма зависит прежде всего от назначения ( природы ) самого алгоритма, а также от того, кто (что ) будет исполнителем алгоритма. Алгоритмы записываются в виде : - словесных правил; - псевдокода; - блок схем; - программ и т.д.; 2.1. СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМА.
Это, по существу, обычный язык, но с тщательным отбором слов и фраз, не допускающих лишних слов, двусмысленностей и повторений. Дополняется язык обычными математическими обозначениями и некоторыми специальными соглашениями. Алгоритм описывается в виде последовательности шагов. На каждом шаге определяется состав выполняемых действий и направление дальнейших вычислений. При этом, если на текущем шаге не указывается какой шаг должен выполняться следующим, то осуществляется переход к следующему шагу.
ПРИМЕР : Найти наибольшего из трёх заданных чисел a, b, c.
1. Сравнить a и b. Если a>b,то в качестве максимума t принять a, иначе (a<=b) в качестве максимума принять b (t=b). 2. Сравнить t и c. Если t>c, то перейти к шагу 3. Иначе (t<c) принять в качестве максимума c (t=c). 3. Принять t в качестве результата.
НЕДОСТАТКИ СЛОВЕСНОГО СПОСОБА :
- отсутствие наглядности; - недостаточная точность. ДОСТОИНСТВА : С его помощью можно описать любые алгоритмы, в том числе и вычислительные. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ СЛОВЕСНОЙ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ: 1. Знак присваивания, слева от которого записывают ту переменную, которой присваивается значение, записанное справа от знака присваивания. Например, х:=х+1 2. Для задания значения исходных данных используют указания: ВВЕСТИ 3. Для запоминая промежуточных результата используют вспомогательные переменные. 4. Для указания начала и конца алгоритма используют указания: НАЧАЛО и КОНЕЦ. 5. Все шаги нумеруют. Пример алгоритма построения треугольника по трём сторонам: 1. Начало. 2. На произвольной прямой выбрать точку А. Раствором циркуля, равным а, отложить отрезок АВ=а. 3. Из точки А провести окружность радиуса в. 4. Из точки В провести окружность радиуса с. 5. Конец. 2.2. ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМА.
Является достаточно наглядным и простым способом описания алгоритма. Графический способ описания алгоритма - это способ представления алгоритма с помощью общепринятых графических фигур, называемых блок-схемами, каждая из которых описывает один или несколько шагов алгоритма. Внутри блока записывается описание команд или условий. Для указания последовательности выполнения блоков используют линии связи ( линии соединения ). Последовательность блоков и линий образуют блок-схему алгоритма .
ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ БЛОК- СХЕМ АЛГОРИТМА.
1. В блок-схеме можно использовать строго определённые типы блоков. 2. Стрелки на линиях связи можно не ставить при направлении сверху вниз и слева направо; противоположные направления обязательно указывают стрелкой на линии. 3. Для удобства блоки могут помечаться метками(буквами или цифрами). 4. Внутри блока ввода/вывода пишется ВВОД или ВЫВОД и перечисляются имена данных, подлежащих вводу/выводу. 5. Внутри блока действия для присваивания переменных значений используется знак присваивания. Пример нахождения максимума трех чисел.
2.3. ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММ. Алгоритм, записанный на языке программирования называется программой. Словесная и графическая форма записи алгоритма предназначены для человека. Алгоритм, предназначенный для исполнителя на компьютере записывается на языке программирования (языке, понятном ЭВМ). Сейчас известно несколько сот языков программирования. Наиболее популярные: Бейсик, Си, Паскаль, Пролог, ПЛ, Ада и т.д. Пример программы на языке программирования Паскаль: PROGRAM RR; VAR A,B,C, max: INTEGER; BEGIN WRITE(‘ ВВЕДИТЕ A, B, C'); READLN(A,B,C); IF A>B THEN max:=A ELSE max:=B; IF C>max THEN max:=C; WRITELN(max); END. |