Скачать программы Все программы автора1.2. Информационные технологииНаше столетие приближается к завершению. Мир изменяется так быстро, что многие за этим не поспевают. Люди, жившие в прошлом веке, вряд ли могли себе представить нынешние технологические достижения. Автомобили, самолеты, телефоны, телевизоры — мы их воспринимаем, как должное. Технологии действительно могут изменять общество глубже и быстрее, чем можно себе вообразить, обладая даже даром предвидения. Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и результатами. Новый термин "•бизнес-процесс" (БП) практически вытеснил из экономической литературы понятие "технологический процесс" в экономических объектах. Во многом эти понятия совпадают. Бизнес-процесс представляет собой набор взаимосвязанных бизнес-процедур (функций или действий, формирующих итог, имеющий важное значение для потребителя), в результате которых производится определенная группа продуктов (услуг). В основе описания бизнес-процессов лежат следующие понятия: • объект — информационный, материальный или финансовый объект, используемый в бизнес-процессе (например, письмо, оборудование,счет); • событие - внешнее (не контролируемое в рамках процесса) действие, произошедшее с объектом (получение письма, поломка оборудования, изменение ставки налога); • операция - элементарное действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса (подготовка письма, замена оборудования, оплата счета); • исполнитель - должностное лицо, ответственное за выполнение одной или нескольких операций бизнес-процесса (менеджер, сотрудник архива, директор). ОПЕРАЦИЯ адресуется ИСПОЛНИТЕЛЯМ, которые, в свою очередь, отвечают за выполнение одной или нескольких операций. ОБЪЕКТЫ участвуют в выполнении ОПЕРАЦИИ. СОБЫТИЯ могут влиять на выполнение операций, например, изменяя результат операций или последовательность их выполнения. ОПЕРАЦИИ обрабатывают СОБЫТИЯ, являясь реакцией системы на происходящие СОБЫТИЯ. Жизненный цикл объекта связан с внешними СОБЫТИЯМИ и ОПЕРАЦИЯМИ, выполняемыми в составе ПРОЦЕССА. Важная роль в БП отведена информационным технологиям (ИТ). Информационные технологии - это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение (передачу) информации. Такое определение показывает, что ИТ проникли во все сферы человеческой деятельности. Они в своем развитии прошли несколько этапов, которые достаточно условно можно назвать так: ручной (перо и чернильница), механический (пишущая машинка), электрический (электрическая машинка, ксерокс), электронный, или компьютерный . Информационная технология — совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения. Говоря об истории развития ИТ, не следует забывать, конечно, и о развитии столь важного ее элемента - коммуникации (связи). Как и всякая технология, индустриальная ИТ (в ней предпола-гается технологическое применение вычислительной техники, других технических средств) включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.п.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Но в отличие от любой другой инженерной технологии, ИТ позволяет интегрировать различные виды технологий, а информация, которую она обрабатывает в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями. Обобщенная структура рассматриваемого технологического процесса показана на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Обобщенная структура информационного технологического процесса Схема описывает процессы, протекающие в общенаучных, гуманитарных областях знаний, в том числе и в образовании. В естественных науках обратная связь, обеспечивающая воздействие на источник информации (объект, процесс, явление), обычно более жесткая. ИТ имеют различные уровни представления: • концептуальное представление. На этом уровне определяется среда обитания объекта, целевые задачи, базовые принципы и средства реализации ИТ. Здесь же определяется вид структурной организации управления: децентрализованное, централизованное или иерархическое; • описание информационных потоков. Определяются объемы, периодичность получения, необходимость накопления, пути перемещения, места обработки, хранения и накопления информации; • описание методов получения, обработки и распространения информации; • описание инструментальных средств (универсальных и специальных). Цель создания и широкого распространения ИТ - решение проблемы развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране. Информатизация общества - повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности. Существуют и другие определения (например, информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов), но суть при этом не меняется. Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и потребность в значительном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено около половины (в США более 60 %, а в странах СНГ - около 40 %) трудоспособного населения. Полагается, что широкомасштабное внедрение новых ИТ повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей, развития народного хозяйства, но и получение качественных научных достижений в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды. Успех возможен при наличии целенаправленной и долговременной программы создания информационной инфраструктуры. Под информационной инфраструктурой понимается структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых ИТ на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень цивилизации. |