Rambler's Top100

 

Вернуться на главную страницу

Лекция "Алгоритмизация и основы программирования на языке Паскаль"

Введение. 1

Основные понятия. 1

Основная структура программы. 1

Цикл "ДО" 2

Цикл "С параметром". 2

Цикл "Пока" 2

Строковые операции. 3

Определение типов. 6

Массивы.. 7

Двумерные и многомерные массивы.. 9

Процедуры и функции. 10

Работа с файлами. 11

ЗАДАЧИ.. 23

Краткий справочник по языку программирования TurboPascal v. 7.0

 

1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

1.1. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

 

{ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ}

PROGRAM имя программы;

{-------ОПИСАНИЯ ------------}

uses .................

const .................

type .................

var .................

procedure .................

function .................

{-------ОПЕРАЦИИ ------------}

BEGIN

.......................................

.......................................

.......................................

END.  

 

1.2. ИМЯ (ИДЕНТИФИКАТОР)

 

Символы в составе имени объекта:

буквы латинского алфавита: a,b,c,d,e,f,g,h,i,j,k,l,m,n,o,p,q,r,s,t,u,v,w,x,y,z.

арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

символ подчеркивания: [ _ ].

Малые (строчные) и большие (прописные) буквы не различаются по значению: имена abc и ABC считаются равными. Первым символом может быть только буква или символ _ . Длина имени может быть от 1 до 127 символов. При этом первые 63 символа в различных именах должны обязательно отличаться друг от друга: эта часть имен используется для определения их равенства или неравенства (!).

 

1.3. КОММЕНТАРИИ (ПРИМЕЧАНИЯ)

 

Любой текст между фигурными скобками {и}. Текст комментария можно расположить в любой части программы.

 

1.4. КОНСТРУКЦИЯ USES (СТАНДАРТНЫЕ МОДУЛИ)

 

uses имя-модуля-1, имя-модуля-2, имя-модуля-3, ... имя-модуля-n;

Модуль (unit) - это набор стандартных операций и описаний, которые можно использовать, как готовые конструкции.

 

2. ОСНОВНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ И ТИПЫ ДАННЫХ

2.1. ПОСТОЯННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ (КОНСТАНТЫ)

2.1.1. ЗНАЧЕНИЯ КОНСТАНТ (ЛИТЕРАЛЫ)

Основные константы

Примеры

Целая десятичная

10 +100 -200

Вещественная десятичная

10.0 +100.25 -2.5e+12

Шестнадцатиричная

$10 $1A00 $2BC2

Символьная (литерная)

‘A’ ‘1’ #255

Строчная

‘ABC’ ‘Москве - 850 лет’ ‘$ 10 000’

Множество

[ 1, 2, 3 ] [ ‘a’, ‘b’, ‘c’ ] [ ‘a’ .. ‘z’ ]

 

2.1.2. КОНСТРУКЦИЯ CONST (ОПИСАНИЕ КОНСТАНТ)

const имя-константы = значение; [...]

 

2.2. ТИПЫ ДАННЫХ И ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

2.2.1. КОНСТРУКЦИЯ TYPE (ОПИСАНИЕ ТИПОВ ДАННЫХ)

type имя-типа = описатель-типа; [...]

2.2.2. КОНСТРУКЦИЯ VAR (ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ)

var имя-переменной-1, имя-переменной-2, ... имя-переменной-n: тип; [...]

2.2.3. РЕГУЛЯРНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ

2.2.3.1. ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА

Описатель типа

Длина(байт)

Минимальное число

Максимальное число

Integer

2 (знак)

-32768

+32767

Shortint

1 (знак)

-128

+127

Longint

4 (знак)

-2147483648

+2147483647

Byte

1 (б/зн.)

0

255

Word

2 (б/зн.)

0

65535

 

2.2.3.2. ЛИТЕРЫ (СИМВОЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ)

Описатель типа

Длина(байт)

Количество значений

Допустимые значения

Char

1

256

литера (символ)

 

2.2.3.3. ЛОГИЧЕСКИЕ (БУЛЕВСКИЕ) ВЕЛИЧИНЫ

Описатель типа

Длина(байт)

Количество значений

Допустимые значения

Boolean

1

2

true, false

 

2.2.3.4. ТИП ДАННЫХ «ИНТЕРВАЛЫ»

type имя-типа = минимальное-целое-значение .. максимальное-целое-значение;

 

2.2.3.5. ТИП ДАННЫХ «ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ»

 

type имя-типа = (значение1, значение2, ... значение-n);

 

2.2.4. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛА

Описатель типа

Длина(байт)

Число значащих цифр

Директива компилятора

Real

6

11

не требуется

Single

4

7

{$N+}

Double

8

15

{$N+}

Extended

10

19

{$N+}

Comp

8

19 (цел.число,64-bit)

{$N+}

 

2.2.5. ТИПИЗИРОВАННЫЕ КОНСТАНТЫ.

(ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ С НАЧАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ)

 

const имя-константы: тип = значение; [...]

 

2.3. ОПЕРАЦИИ

2.3.1. ОПЕРАЦИЯ ПРИСВАИВАНИЯ

 

имя-переменной : = выражение;

 

2.3.2. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Сложение

Вычитание

умножение

деление

A

b

A + b

a

B

a - b

a

b

a * b

a

b

a / b

10

20

30

20

10

10

10

20

200

20

10

2

10

-20

-10

20

-10

30

2.5

2.5

6.25

10

20

0.5

 

 

 

 

целочисленное деление

остаток от деления (модуль)

двоичный сдвиг влево

двоичный сдвиг вправо

a

B

a div b

a

b

a mod b

a

b

a shl b

a

b

a shr b

10

20

0

10

20

10

10

2

40

10

1

5

40

15

2

40

15

10

32

1

64

32

2

8

 

2.3.3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

операции булевой алгебры (высший приоритет)

Not

And

or

xor

A

not a

a

b

a and b

a

b

a or b

a

b

a xor b

False

True

false

false

False

false

false

false

false

false

false

true

False

false

true

False

false

true

true

false

true

true

 

 

true

false

False

true

false

true

true

false

true

 

 

true

true

true

true

true

true

true

true

false

 

операции отношения (низший приоритет)

a = b

равно

A <> b

не равно

a < b

меньше

A <= b

меньше или равно (не больше)

a > b

больше

A >= b

больше или равно (не меньше)

 

3. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ (СТАНДАРТНЫЕ УСТРОЙСТВА)

 

Процедура (функция)

Назначение

Пример вызова

Примечания

read(список-ввода)

ввод данных (клавиатура)

read(a, b, c)

 

Readln(список-ввода)

ввод данных, пропуск маркера конца строки

readln(a, b, c)

 

Write(список-вывода)

вывод данных (экран)

write(‘n = ’,n:10)

write(‘n = ‘,n:p:q)

p,q: величины целого типа

Writeln(списоквывода)

вывод данных, вывод маркера конца строки

writeln(‘?’:s+2)

writeln(‘’:spaces)

s,spaces: величины целого типа

Clrscr

очистить весь экран (окрасить в цвет фона)

clrscr

модуль crt

Textcolor(цвет)

выбрать цвет символа

textcolor(magenta)

модуль crt

Textbackground(цвет)

выбрать цвет фона

textbackground(0)

модуль crt

Window(x1,y1,x2,y2)

окно (x1,y1)-(x2,y2)

window(1,1,40,10)

модуль crt

Wherex

позиция курсора x - номер колонки

x := wherex

модуль crt

Wherey

позиция курсора y - номер строки

y := wherey

модуль crt

Gotoxy(x,y)

установить курсор в положение (x, y);
x - колонка [1..80];
y - строка [1..25];

gotoxy(40,10)
gotoxy(50,wherey)

модуль crt

Определения констант-названий цветов палитры в текстовых режимах (модуль crt)

Номер

Цвет (имя константы)

Номер

Цвет (имя константы)

0

Black

8

DarkGray

1

Blue

9

LightBlue

2

Green

10

LightGreen

3

Cyan

11

LightCyan

4

Red

12

LightRed

5

Magenta

13

LightMagenta

6

Brown

14

Yellow

7

LightGray

15

White

 

4. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

4.1. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

4.1.1. ПРОЦЕДУРЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

procedure имя([var] параметр-1, параметр-2, ... параметр-n: тип; [...]);

{описания}

begin

{операторы} ...

end;

 

4.1.2. ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

function имя([var] параметр-1, параметр-2, ... параметр-n: тип; [...]): тип;

{описания}

begin

{операторы} ...

имя := выражение; ...

{операторы}

end;

 

4.2. ОПЕРАТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

4.2.1. ОПЕРАТОР ВЫБОРА

 

if логическое-выражение then оператор-1 [ else оператор-2 ]

 

4.2.2. ОПЕРАТОР ВАРИАНТА

 

case выражение-типа-integer,word,char,byte of

значение : оператор;

значение-1 .. значение-2 : оператор;

значение-1, значение-2 .. значение-3 : оператор

[ else оператор ]

end

 

4.2.3. ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ

 

for целая-переменная := выражение-1 to выражение-2 do

оператор

for целая-переменная := выражение-1 downto выражение-2 do

оператор

 

4.2.4. ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ (ПОКА ИСТИНА)

 

while логическое-выражение do

оператор

 

4.2.5. ОПЕРАТОР ЦИКЛА С ПОСТУСЛОВИЕМ (ПОКА ЛОЖЬ)

repeat

оператор-1; оператор-2; ... оператор-n

until логическое-выражение

 

4.3. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

4.3.1. ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОМ

 

sound(частота)

запуск звукового сигнала; частота - частота звука (герц)

nosound

Отключение звука

 

4.3.2. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

halt(результат)

выход из программы, результат - код завершения (целое число)

exit

выход из процедуры или функции пользователя

break

выход из цикла

readkey

остановка программы до нажатия клавиши;

значение функции - код нажатой клавиши (символа);

символ клавиши на экране монитора не отображается.

delay(время)

остановка программы;

время - время задержки (миллисекунды (мс))

1 мс. = 1 / 1000 с.

Округленные значения частоты звука для нот октавы, герц (процедура sound(n))

Нота

Частота (малая октава)

Нота

Частота (первая октава)

До

262

До

523

Ре

294

Ре

587

Ми

330

Ми

659

Фа

349

Фа

698

Соль

392

Соль

785

Ля

440

Ля

880

Си

494

Си

988

До

523

До

1047

 

5. ОПЕРАЦИИ НАД ЧИСЛАМИ

5.1. ФУНКЦИИ

 

Функция

Назначение

Пример вызова

Результат

abs(число)

абс. значение числа

abs(-3.5)

+3.5

arctan(тангенс-угла)

арктангенс числа

arctan(0)

0

cos(угол)

косинус угла(рад.)

cos(pi)

-1

exp(число)

Экспонента

exp(1)

2.718281828...

frac(число)

дробная часть числа

frac(3.5)

0.5

int(число)

целая часть числа

int(3.5)

3.0

ln(число)

нат. Логарифм

ln(2.718281828)

~1.0

odd(число)

проверка нечетности

odd(3)

True

pi

число пи

pi

3.141592...

random(число)

«случайное» число

random(10)

Число в [0;10]

sin(угол)

синус угла(рад.)

sin(pi)

0

sqr(число)

квадрат числа

sqr(2.0)

4.0

sqrt(число)

квадратный корень

sqrt(25.0)

5.0

 

5.2. ПРОЦЕДУРЫ

 

Процедура

Назначение

Пример вызова

Результат

inc(число)

увеличить на 1

inc(n)

n := n + 1

dec(число)

уменьшить на 1

dec(n)

n := n - 1

 

6. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ

6.1. СТРОКИ

 

Модель организации данных строки (s[0]=длина строки, 0<=s[0]<=255)

s[0]

s[1]

s[2]

s[3]

s[4]

....

s[n]

var переменная-строка: string; {длина строки <= 255 символов}

var переменная-строка: string [ максимальное-количество-символов ];

 

6.2. ОПЕРАЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ СТРОК (КОНКАТЕНАЦИЯ)

 

строка := строка-1 + строка-2 + ... + строка-n;

 

6.3. МАССИВЫ

 

Модель организации данных одномерного массива: a[1..n]

a[1]

a[2]

a[3]

a[4]

a[5]

...

a[n]

Модель организации данных двумерного массива: a[1..m,1..n]

a[1,1]

a[1,2]

a[1,3]

a[1,4]

a[1,5]

...

...

...

...

a[1,n]

a[2,1]

a[2,2]

a[2,3]

a[2,4]

a[2,5]

...

...

...

...

a[2,n]

a[3,1]

a[3,2]

a[3,3]

a[3,4]

a[3,5]

...

...

...

...

a[3,n]

...

...

...

...

...

...

...

...

...

 

a[m,1]

a[m,2]

a[m,3]

a[m,4]

a[m,5]

...

...

...

...

a[m,n]

type тип-массив = array [тип-индекса-1,тип-индекса-2, ... тип-индекса-n]

of тип-элемента;

 

6.4. МНОЖЕСТВА

 

Модель множества (количество элементов <=256, литеры или целые числа 0..255)

0

1

2

3

4

...

255

1

1

0

1

0

...

0

type тип-множество = set of тип-элемента;

 

6.5. ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ

 

Принадлежность

Объединение

Разность

Пересечение

X

A

X in A

A

B

A+B

A

B

A-B

A

B

A*B

0

[1,2]

false

[1]

[1,2]

[1,2]

[1,2]

[2]

[1]

[1,2]

[2,3]

[2]

1

[1,2]

true

[2]

[3]

[2,3]

[1,2]

[3]

[1,2]

[1,2]

[3,4]

[ ]

 

6.6. ЗАПИСИ

 

Модель записи

R1

R2

R3

...

Rn

type тип-запись = record

переменная: тип-1;

переменная: тип-2

end;

 

6.7. СЛОЖНЫЕ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ. КВАЛИФИКАЦИЯ ИМЕНИ.

 

type mas_of_strings = array [1..n] of string;

var x: mas_of_strings;

x[ i ]

x[ i, j ]  

type data = record nomer: integer; name, adres: string [20] end;

var x: data;

x.name

x.name[ i ]  

type data = record nomer: integer; name, adres: string [40] end;

type mas_of_records = array [1..n] of data;

var x: mas_of_records;

x[i].name

x[i].name[j]  

type mas_of_records = array [1..n] of byte;  

type data = record nomer:integer; n:string; rates: mas_of_records end;

var x: data;

x.n[i]

x.rates[j]

 

7. ОПЕРАЦИИ НАД СИМВОЛАМИ И СТРОКАМИ

7.1 ОПЕРАЦИИ НАД СИМВОЛАМИ И ДРУГИМИ РЕГУЛЯРНЫМИ ТИПАМИ

 

Функция

Значение

Пример вызова

Результат

chr(номер-символа-n)

Символ номер n (#n)

chr(33)

‘!’

ord(величина)

номер величины (код)

ord(‘!’)

33

succ(величина)

Следующее значение в последовательности

succ(‘y’)

‘z’

pred(величина)

Предыдущее значение в последовательности

pred(‘y’)

‘x’

 

7.2. ОПЕРАЦИИ НАД СТРОКАМИ

 

7.2.1. ФУНКЦИИ

 

Функция

Назначение

Пример вызова

Результат

copy(s,p,n)

Выделить n символов из строки s начиная с позиции p

copy(‘роза’,3,2)

‘за’

concat(s1,s2,...sn)

Соединить строки (литеры) в одну строку (конкатенация)

concat(‘г’,’роза’)

‘гроза’

length(строка)

Длина строки [символ.]

length(‘роза’)

4

pos(s1,s2)

номер позиции строки s1 внутри строки s2

(если не найдена, 0)

pos(‘за’,’роза’)

3

 

7.2.2. ПРОЦЕДУРЫ

 

Процедура

Назначение

Пример вызова

Результат

delete(s,p,n)

удалить n символов из строки s с позиции p

delete(‘роза’,1,2)

‘за’

insert(s1,s2,p)

вставить строку (литеру) s1 в строку s2 с позиции p

insert(‘г’,’роза’,1)

‘гроза’

 

 

8. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДАННЫХ

 

Процедура (функция)

Назначение

Пример вызова

Результат

round(число)

округлить число

n := round(3.5)

4

trunc(число)

отсечь дробную часть

n := trunc(3.5)

3

str(n:p:q,s)

преобразовать число n

в строку s

str(3.5:3,s)

s = ‘3.5’

val(s,n,p)

преобразовать строку s (литеру) в число n

val(‘+3.5’,n,p)

n = 3.5; p = 0

p=место ошибки

 

9. ФАЙЛЫ. ОПЕРАЦИИ НАД ФАЙЛАМИ

9.1. ТИПЫ ФАЙЛОВ (ФАЙЛОВЫХ ПЕРЕМЕННЫХ)

 

1. текстовый ............................ var f: text;

2. типизированный ................... var f: file of тип-компонента;

3. нетипизированный ............... var f: file;

Данные в типизированных и нетипизированных файлах хранятся в формате внутримашинной обработки.

Текстовый файл на диске - это полная модель клавиатуры и экрана (input, output).

Текстовый файл печати - lst (модуль printer).

 

9.2. ПРОЦЕДУРЫ

 

Процедура

Назначение

Пример вызова

Тип файла

assign(file,имя)

назначить файл для файловой переменной

assign(f, ’a:text’)

assign(f, path)

Все файлы

close(file)

закрыть файл

close(f)

Все файлы

reset(file [,длина-з.])

открыть файл

reset(f)

Все файлы

rewrite(file [,длина-з.])

создать файл

rewrite(f, 1)

Все файлы

append(file)

открыть для добавления

append(f)

Text

read(file,данные)

ввод данных

read(f, mydata)

Все файлы

readln(file,данные)

ввод данных,

пропуск конца строки

readln(f, a, b, c)

Text

write(file,данные)

вывод данных

write(f, mydata)

Все файлы

writeln(file,данные)

вывод данных,

вывод конца строки

writeln(f, a:10:2)

Text

blockread(f,данные,n,

результат)

ввод блока из n записей,

рез-т=сколько передано

blockread(f,a,50,p)

File

blockwrite(f,данные,n,

результат)

вывод блока из n записей рез-т=сколько передано

blockwrite(f,a,50,p)

File

seek(file,номерпозиции)

установить номер позиции для обмена

[0;n], n=число записей

seek(f, 0)

Кроме text

 

9.3. ФУНКЦИИ

 

Функция

Назначение

Пример вызова

Значения

eof(file)

условие «конец файла»

if eof(f) then ...

[true; false]

eoln(file)

условие «конец строки»

if eoln(f) then ...

[true; false]

filepos(file)

получить номер позиции для обмена

if filepos(f) > 0 then ...

[0;n]

filesize(file)

получить размер файла [количество записей]

seek(f, filesize(f))

[0;n]

ioresult

номер ошибки ввода-вывода ({$I-})

if ioresult = 0 then ...

[0;n]

 

10. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ТИПЫ ДАННЫХ

10.1. ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ

 

10.1.1. ТИП ДАННЫХ УКАЗАТЕЛЬ. ПЕРЕМЕННАЯ-УКАЗАТЕЛЬ

 

type тип-указатель = ^тип-переменной;

var переменная-указатель: тип-указатель;

 

10.1.2. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ. АДРЕС ВЕЛИЧИНЫ.

 

Переменная-объект

Переменная-указатель (ссылка)

P ^

P

Q

@ Q

 

10.1.3. ПРИМЕР РАБОТЫ С УКАЗАТЕЛЯМИ. БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ТЕКСТА.

 

type pstring = ^string;

var a: array [1..1000] of pstring; ....

new(a[1]); readln(a[1]^);

writeln(‘1=‘, a[1]^[1]);

 

10.1.4. ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДИНАМИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕННЫМИ

 

Процедура

Назначение

Пример вызова

Результат

new(указатель)

создать переменную

new(s)

создана s^

dispose(указатель)

удалить переменную

dispose(a[i])

удалена a[i]^

 

10.2. ДРУГИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ

 

Процедура

(функция)

Назначение

Пример вызова

Результат

sizeof(величина)

размер поля [байт]

sn := sizeof(n)

{n - число integer}

sn = 2

fillchar(a,n,d)

заполнить n байт

поля a значениями d

(d: char или byte)

fillchar(a,sizeof(a),0)

{a - массив чисел типа integer}

все элементы массива равны нулю

move(a,b,n)

передать n байтов

из поля данных a

в поле данных b

move(a, b, sizeof(a))

{a и b - массивы одного типа}

массивы равны

(равны все эле-

менты)

 

11. ОСНОВЫ МАШИННОЙ ГРАФИКИ DOS - BGI

11.1. СТАНДАРТНЫЙ МОДУЛЬ (GRAPH)

 

Пример: uses graph, crt;

 

11.2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ

 

Процедура (функция)

Назначение

Пример вызова

Примечания

d := detect

Определить тип гра-фического режима (номер драйвера)

d := detect

d = драйвер экрана (bgi)

(integer)

initgraph(d, m, путь-bgi)

Установить графиче-ский режим экрана

initgraph(d, m,

’c:\bgi’)

m = режим экрана (vga) (integer)

cleardevice

Очистить экран и отменить установки цвета

cleardevice

 

setcolor(цвет)

Установить цвет линии (рисунка)

setcolor(magenta)

 

setbkcolor(цвет)

Установить цвет фона (очистки)

setbkcolor(0)

 

putpixel(x,y,цвет)

Точка (x,y)

putpixel(5, 5, red)

 

line(x1,y1,x2,y2)

Линия (x1,y1)-(x2,y2)

line(10,10,20,200)

 

lineto(x,y)

Чертить линию в (x,y)

lineto(100,200)

 

moveto(x,y)

Вести перо в (x,y)

moveto(nx, ny)

 

circle(x,y,радиус)

Окружность (x,y,r)

circle(x, y, 20)

 

arc(x,y,угл1,угл2,радиус)

Дуга окружности (x,y,r) от угла1 до угла2 (радиан)

arc(10,10,0,pi,5)

 

setfillstyle(s,цвет-заливки)

Установить стиль и цвет заливки

setfillstyle(1,green)

 

floodfill(x,y,цветграницы)

Залить область с границей (цвет) цветом заливки

floodfill(p,q, 10)

 

rectangle(x1,y1,x2,y2)

Прямоугольник

(x1,y1)-(x2,y2)

rectangle(2,2,5,10)

 

bar(x1,y1,x2,y2)

Прямоугольник

(x1,y1)-(x2,y2) с заливкой цвета

bar(2, 2, m, n)

 

bar3d(x1,y1,x2,y2,z,n)

3-мерный прямоуголь-ник (колонка)

(x1,y1)-(x2,y2)

bar3d(2,2,20,20,

10,true)

z = глубина

n = boolean

true = крыша

колонки

x := getmaxx

макс. граница для x

mx := getmaxx

0..639 (vga)

y := getmaxy

макс. граница для y

my := getmaxy

0..479 (vga)

closegraph

Закрыть графический режим экрана

closegraph

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Настоящий сборник справочных материалов по языку программирования Паскаль (версия 7.0.) предназначен для получения краткой справочной информации по вопросам состава и синтаксиса базовых конструкций языка - операторов, описаний, процедур, функций и т.д.

Материалы сборника даются в кратком изложении, без обстоятельного комментирования смысла и правил применения конструкций. Поэтому пользоваться ими можно только после изучения соответствующих разделов учебного пособия.

Назначение сборника состоит в том, чтобы упростить и ускорить процесс получения справки о назначении и правилах написания той или иной конструкции. Данные об основных конструкциях собраны в виде таблиц или коротких тематических разделов, имеют иерархический порядок нумерации и оглавление. Поиск нужной информации производится значительно быстрее, чем в документации или в учебном пособии - при этом размер сборника составляет всего 10 страниц текста! Сборник содержит только самые основные конструкции, но они вполне достаточны для решения большинства реальных учебных задач - от чисто вычислительных алгоритмов до серьезных задач в области графики и анимации, работы с файлами и указателями.

Скачать программы    Все программы автора

 

Белорусский рейтинг MyMinsk.com Сайты беларуси Регистр "ЗУБР" Каталог на TIGA.BY, а также  новости, работа, объявления, фото и многое другое Rambler's Top100 Белорусский каталог программ Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемос­ти Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz