Скачать программы Все программы автораРабота с файламиТип-файл представляет собой последовательность компонент одного типа, расположенных на внешнем устройстве (например, на диске). Элементы могут быть любого типа, за исключением самого типа-файла. Число элементов в файле при описании не объявляется. Работа с физическими файлами происходит через так называемые файловые переменные. Для задания типа-файла следует использовать зарезервированные слова File и Of, после чего указать тип компонент файла. Пример: N
= File Of Integer; {Тип-файл целых чисел} Есть заранее определенный в Паскале тип файла с именем Text. Файлы этого типа называют текстовыми. Введя
файловый тип, можно определить и переменные файлового типа: F1
: N; Тип-файл
можно описать и непосредственно при введении файловых переменных: Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и т.д.). Их можно использовать лишь для выполнения операций с файлами (чтение, запись и т.д.). Элементы файла считаются расположенными последовательно, то есть так же, как элементы линейного массива. Отличие же состоит в том, что, во-первых, размеры файла могут меняться, во-вторых, способ обращения к элементам совсем другой: невозможно обратиться к произвольному элементу файла; элементы его просматриваются только подряд от начала к концу, при этом в каждый момент времени доступен только один элемент. Можно представить себе, что для каждого файла существует указатель, показывающий в данный момент на определенный компонент файла. После проведения операции чтения или записи указатель автоматически передвигается на следующий компонент. Перед тем, как осуществлять ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом при помощи процедуры Assign. Формат: Имя файла задается либо строковой константой, либо через переменную типа Sting. Имя файла должно соответствовать правилам работающей в данный момент операционной системы. Если строка имени пустая, то связь файловой переменной осуществляется со стандартным устройством ввода-вывода (как правило - с консолью). После этого файл должен быть открыт одной из процедур: Reset(<Имя файловой переменной>); Rewrite(<Имя файловой переменной>); После
работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт процедурой Close. Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись. Теперь рассмотрим непосредственную организацию чтения и записи. Для
ввода информации из файла, открытого для чтения, используется уже знакомый
вам оператор Read. Правда, в его формате и использовании вы заметите
некоторые изменения: Вывод информации производит, как можно догадаться оператор Write(<Имя файловой переменной>, <Список вывода>); Данные из списка вывода заносятся в файл, открытый для записи. Для текстовых файлов используются также операторы Readln и Writeln с соответствующими дополнениями, относящимися к файловому вводу-выводу. Любопытно, что вывод данных на монитор и ввод с клавиатуры в языке Паскаль тоже являются действиями с файлами. Они даже имеют свои предопределенные файловые переменные текстового типа: Output и Input соответственно. Переменная Output всегда открыта для записи, Input - для чтения. Если не указывать файловые переменные в операторах ввода-вывода (придем к формату, рассмотренному в теме "Операторы ввода-вывода"), то в случае записи по умолчанию выбирается файл Output, в случае чтения - Input. Как вы знаете, любой файл конечен и продолжать чтение из него информации можно лишь до определенного предела. Как этот предел установить? Проверить, окончен ли файл, можно вызовом стандартной логической функции Eof(<Имя файловой переменной>) Она вырабатывает значение True, если файл окончен, и False - в противном случае. Решим следующую задачу: "Написать программу, которая вводит с клавиатуры список фамилий учащихся, а затем распечатывает его, кроме тех учащихся, у которых фамилия начинается с буквы 'Ш'". Так как заранее количество данных не известно, то для их хранения используем файл. Тип элементов - строковый. Program L; I,N : Integer; Begin Assign(F,'Spis.lst'); {Связываем переменную F с файлом Spis.lst} Writeln('Введите фамилию'); End; Read(F,S); End; End. |